
Материал стандартной металлопластиковой трубы MULTIBETON (МВ) (системы МВ-Euro®) – статистический сополимер полипропилена PRC (Polypropylene Random Copolymer) с термостабилизирующими добавками. Этот сополимер получен путем модификации структуры полипропилена, то есть добавления в его молекулярную цепь молекулы этилена, что улучшает механические свойства полипропилена (вязкость, эластичность, высокотемпературная прочность).
Это легкий и прочный сополимер, относящийся к разряду термопластов. Он химически стоек к большинству растворителей — как кислотного, так и щелочного типа. Характеризуется наибольшей прочностью и долговечностью при повышенных температурах, что обусловило его широкое применение в бытовых инженерных сетях.PRC не наносит вреда окружающей среде. При его обработке и утилизации отходов не образуются экологически вредные вещества. Кроме того, полипропилен пригоден для утилизации без добавления экологически вредных веществ.
По сравнению с другими трубами, полипропиленовые трубы имеют ряд преимуществ:
- физическая долговечность — гарантия на трубу МВ 30 лет
- более низкая теплопроводность — отсутствие потери тепла, что дает возможность не применять изоляцию труб. Как следствие — отсутствие конденсата на наружных стенках трубы
- экономия тепла при транспортировке в полипропиленовых трубах горячей воды составляет от 10 до 20%, по сравнению с металлическими
- тепловая универсальность — трубы из PPR эксплуатируются при температурах от -10 °C до +95 °С, возможно кратковременное повышение температуры до 150 °С. Благодаря эластичности материала вода в полипропиленовых трубах может замерзать, не разрушая их
- малый вес, простота установки
- отличная гибкость и высокая стабильность формы
- отсутствие электрической проводимости (PPR не проводит блуждающие токи)
- трубы из полипропилена не требуют покраски и не подвержены ни одному типу коррозий. С течением времени их внутренняя поверхность не покрывается никакими отложениями, что позволяет избежать заужения внутреннего диаметра трубы и пропускная способность трубы не уменьшается с течением времени. Кроме того, в полипропиленовых трубах отсутствует наиболее разрушительный вид коррозии, характерный для стальных труб, — электрохимическая коррозия, вследствие которой материал начинает разрушаться, а трубы — протекать
- отсутствие известковых отложений («зарастания») и уменьшение сопротивления потоку вследствие гладкой внутренней поверхности. Как результат — бесшумность при практически любой скорости потока
- трубы не подвержены воздействию кислот, растворителей, и других химических реагентов. Как результат — отсутствие проблем при использовании в системах снеготаяния и антиобледенения незамерзающих теплоносителей (антифризов) и их растворов
- отсутствие бактериальной флоры. Полипропилен химически стоек и совершенно не влияет на качество транспортируемой воды
- акустическая изоляция (не возникает резонанса в связи с протеканием воды и шума от гидравлических ударов).
Антидиффузионный слой
В рассматриваемой нами технологии трубы для водяных теплых полов, как правило, имеют многослойную структуру: полимерная труба/связующее вещество (клей)/антидиффузионный слой/ связующее вещество (клей)/защитное покрытие. Антидиффузионный слой (он же «кислородный барьер») предотвращает проникновение кислорода в воду, поскольку растворенный в теплоносителе кислород, проникающий диффузионно сквозь стенки труб, реагирует с металлическими частями системы, вызывая ускоренную коррозию и старение нагревательных котлов, насосов, запорно-регулирующей арматуры и другого металлического оборудования. Особенно этот процесс ускоряется при использовании труб в системах с повышенной температурой, таких как системы отопления водяными теплыми полами.
В качестве антидиффузионного («кислородозапирающего») слоя может выступать алюминиевая фольга или даже трубка, надетая на трубу, либо другой полимер, слабо проводящий кислород, (например, полиэтилен EVOH). При этом толщина полимера может колебаться в пределах от нескольких до нескольких сотен микрон и требуется, конечно, его сшивка с основным материалом трубы. По мнению специалистов фирмы MULTIBETON, сшивка не обеспечивает стопроцентную герметичность, а только лишь воздухонепроницаемость согласно действующим нормам, поэтому МВ применяет в своей трубе фольгу толщиной 0.25 мм (на основе алюминиевого сплава со специальным покрытием собственной разработки), сваренную продольно «внахлест» и термически наплавленную на поверхность («впрессованную» в поверхность) трубы. Толщина алюминиевого изоляционного слоя почти в 100 раз превышает требуемую по нормативам. Роль защитного покрытия в такой системе выполняет основной материал трубы с нанесенным теплопроводящим слоем, а за счет армирования алюминием повышается прочность и эластичность, что позволяет дополнительно уменьшать предельно допустимый радиус изгиба труб.
Фирменная розовая труба МВ
Компания MULTIBETON в своих системах обогрева и охлаждения использует только оригинальные трубы фирменного розового цвета диаметром 12 и 17 мм с толщиной стенок 2.2 мм (включая 10% допустимое отклонение толщины, отвечающее колебанию расхода теплоносителя в 0.05 и 0.13 литров на погонный метр, соответственно), а также диаметром 22 мм с толщиной стенок 2.8 мм (включая 10% допустимое отклонение толщины, отвечающее колебанию расхода теплоносителя в 0.16 литров на погонный метр). Для каждого диаметра трубы имеется ограничение в максимальной длине контура, обусловленное гидравлическим сопротивлением и тепловой нагрузкой данного контура. Для трубы МВ 12 максимальная длина контура составляет 60 м. Для труб МВ 17 и МВ 22, соответственно — 120 м и 150 м.
Высокие требования, предъявляемые нами к качеству трубы, обусловлены тем, что она укладывается в пол на весь срок службы объекта. Труба производится на собственных производственных линиях МВ из оригинального сырья с автоматическим электронным контролем на полном цикле производства и постоянным контролем качества сырья на заводах МВ в соответствии с нормами DIN 8077 и правилами тестирования DIN 8078-2 организацией TÜV (Technischer Überwachungs-Verein, Технический центр контроля качества). Продукция и сырье МВ также постоянно проверяется зарубежными институциями, в частности, австрийской TGM и французской CSTB. Труба выпускается в специальной упаковке бухтами по 200 и 300 и 500 погонных метров. Монтаж производится в подогретом состоянии без скручивания и внутренних напряжений при температуре 60-70 °С с использованием стальных зажимных шин МВ (оцинкованная сталь, шкала 5 см), соединение на коллекторе посредством фитингов. Минимальный радиус изгиба трубы МВ составляет 10 см.
В заключение приведем краткую сводку физико-химических свойств труб МВ по результатам многочисленных лабораторных испытаний:
# | Параметр | Значение |
---|---|---|
1 | Уровень безопасности при внутреннем давлении 3 бара и температуре +150 °C | более 1 000 часов |
2 | Линейное расширение при температуре +60 °C | не более 0.3% |
3 | Растрескивание при температуре -10 °C и ударной нагрузке 15 Дж | нет |
4 | Растрескивание или расслаивание трубы после 6 500 изгибов с радиусом 10 см | отсутствует |
5 | Временная стабильность при температуре 95 °C и давлении от 6.9 до 8.38 бар | более 1 000 часов |
6 | Стойкость на разрыв при температуре +85°C | 48 бар |
7 | Стойкость на разрыв при температуре +20°C | 84 бара |
8 | Устойчивость к ультрафиолетовому облучению (А- и В-типов) | более 1 000 часов |
9 | Использование повторного гранулирования | нет |